М.О. г. Чехов, ул. Гагарина, д. 19А
Поиск
Войти
Логин
Пароль
НЕЗАВИСИМАЯ
ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ
КОМПАНИЯ
с нами надежно и эффективно
Логин
Пароль

Госдума приняла законопроект о совершенствовании порядка взаимодействия в электроэнергетике

8 июн 2022

Государственная дума РФ на заседании 7 июня приняла в третьем, окончательном чтении, законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», направленный на уточнение понятийного аппарата ФЗ „Об электроэнергетике“, совершенствования порядка взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии, а также унификации по итогам сложившейся практики отдельных положений ФЗ «Об электроэнергетике».

В частности, законопроектом предлагается:

  • уточнить определения понятий «оперативно-технологическое управление», «оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике», «установленная генерирующая мощность», «рабочая генерирующая мощность»;
  • исключить устаревшее понятие «веерное отключение», а также неиспользуемое понятие «максимально доступная генерирующая мощность».

Кроме того, законопроектом предлагается отдельные положения ФЗ «Об электроэнергетике» унифицировать с учетом сложившейся практики регулирования отрасли.

Так, требование о заключении договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (ОДУ) до заключения договора оказания услуг по передаче электроэнергии предлагается исключить, как усложняющее порядок заключения договора с сетевыми организациями для субъектов электроэнергетики и потребителей, не являющихся плательщиками за услуги по оперативно-диспетчерскому управлению.

Также законопроектом предлагается исключить не применяемые на практике нормы об участии уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соглашениях о взаимодействии, заключаемых системным оператором с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее - ЕНЭС) и организациями коммерческой инфраструктуры.

Положение ФЗ «Об электроэнергетике», предусматривающее осуществление Системным оператором контроля за реализацией инвестпрограмм генерирующих компаний предлагается исключить. Как указывается в пояснительном записке к законопроекту, «своевременная и надлежащая реализация генерирующими компаниями инвестпроектов по строительству (реконструкции модернизации) генерирующих объектов эффективно обеспечивается предусмотренными Правилами ОРЭМ механизмами участия в конкурентных отборах мощности, заключения договоров о предоставлении мощности на оптовый рынок, аттестации генерирующего оборудования и применения штрафных экономических санкций в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения генерирующими компаниями обязательств по поставке мощности на оптовый рынок». В связи с этим, заключается в записке, «выполнения для этих целей каких-либо контрольных мероприятий со стороны системного оператора не требуется».

Законопроектом также предлагается конкретизировать положение ФЗ «Об электроэнергетике», устанавливающее основания для применения графиков аварийного ограничения режима потребления и использования противоаварийной автоматики.

Полномочия Правительства РФ и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) предлагается уточнить по результатам их правоприменения. В частности, предлагается устранить внутренние противоречия в полномочиях кабмина и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти по установлению порядка технологического присоединения.

Также в рамках перевода госуслуги по утверждению нормативов создания запасов топлива при производстве электроэнергии, а также нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки с установленной мощностью производства электроэнергии 25 МВт и более на проактивный уровень (по факту наступления события, а не по факту поступления заявления) перечень полномочий правительства и уполномоченных им ФОИВов предлагается дополнить установлением порядка утверждения нормативов запасов топлива.

Положения ФЗ «Об электроэнергетике» о применении технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем, объектов электроэнергетики и качеству электрической энергии, приведены в соответствие с пунктом 4 статьи 1 ФЗ «О техническом регулировании», исключившим соответствующие требования из сферы действия системы технического регулирования.

Законопроект закрепляет основные принципы распределения функций, обязанностей и ответственности между субъектами ОДУ, иными субъектами электроэнергетики и потребителями электроэнергии за обеспечение надежности энергосистемы и качества электрической энергии.

Кроме того, законопроектом предусмотрено наряду с требованиями к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок установление требований к обеспечению качества электрической энергии.

Как говорят разработчики документа, «предусмотренные законопроектом изменения в ФЗ «Об электроэнергетике» соответствуют принципам реализации механизма «регуляторной гильотины» и учитывают современную систему нормативного регулирования, формируемую в отрасли».

Также законопроектом предлагается установить размер законной неустойки за просрочку оплаты услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ.